Коллегия адвокатов
Приморского края

Статьи

Защита прав потребителей по вопросам оказания услуг.

 Если договор на оказание услуг заключен между организацией (индивидуальным предпринимателем), являющейся Исполнителем по договору, и потребителем - физическим лицом, являющимся Заказчиком, то возникающие из него отношения регулируются законодательством о защите прав потребителей, а именно Законом РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон). Исследование проведено по состоянию на март 2011 года.

 

{C}1.      {C}Недостатки оказанной услуги.

 

К недостаткам услуги относится несоответствие услуги:

{C}·         обязательным требованиям, предусмотренным законом,

{C}·         условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий -
обычно предъявляемым требованиям),

{C}·         целям, для которых услуга такого рода обычно используется,

{C}·         целям, о которых исполнитель был поставлен в известность потребителем при заключении договора.

 

При обнаружении недостатков оказанной услуги потребитель вправе по своему выбору потребовать (ст. 29 Закона):

безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;

соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;

безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы;

возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.

 

Данный перечень требований потребителя является закрытым и не подлежит расширительному толкованию. Все иные заявленные требования потребителя удовлетворению не подлежат, за исключением ситуации, когда потребитель предъявляет требование о безвозмездном устранении недостатков или повторном оказании услуги. В таком случае возникает ситуация, при которой конечный срок оказания услуги, фактически, отодвигается на время устранения недостатков или на время повторного оказания услуги, вследствие чего исполнитель несет ответственность в форме неустойки за нарушение срока окончания оказания услуги.

Также потребитель вправе потребовать возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги. Между тем, в данном случае потребителю необходимо будет доказать наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между возникшими убытками и недостатками оказанной услуги. Без предъявления указанных доказательств требования потребителя удовлетворению не подлежат.

 

2. Существенные недостатки оказанной услуги.

Существенный недостаток услуги - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

 

При обнаружении существенных недостатков оказанной услуги или иных существенных отступлений от условий договора, потребитель вправе.

{C}·         отказаться от исполнения договора об оказании услуги,

{C}·         предъявить исполнителю требование о безвозмездном устранении недостатков, если докажет, что недостатки возникли до принятия им результата услуги или по причинам, возникшим до этого момента.

 

Требование о безвозмездном устранении недостатков может быть предъявлено:

{C}·         если такие недостатки обнаружены, в том числе, по истечении двух лет со дня принятия результата услуги, но в пределах установленного на результат услуги срока службы,

{C}·         или в течение десяти лет со дня принятия результата услуги потребителем, если срок службы не установлен.

Если данное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный недостаток является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе требовать:

соответствующего уменьшения цены за оказанную услугу;

возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами;

отказа от исполнения договора об оказании услуги и возмещения убытков.

 

Таким образом, при выявлении потребителем существенного недостатка, который не может быть устранен или устранение которого нецелесообразно, потребитель может только: потребовать возврата ему денежных средств, внесенных за оказание услуги, или безвозмездного устранения недостатков услуги.

При этом Исполнителю предоставляется 20 дней на рассмотрение предъявленного потребителем требования.

 

{C}3.      {C}Сроки.

Требования, связанные с недостатками оказанной услуги, могут быть предъявлены:

{C}a.       при принятии оказанной услуги (при подписании акта приема-передачи оказанных услуг),

{C}b.       в ходе оказания услуги,

{C}c.       если невозможно обнаружить недостатки при принятии оказанной услуги, в течение гарантийного срока. Исполнитель отвечает за ее недостатки, если не докажет, что они возникли после принятия услуги потребителем вследствие нарушения им правил использования результата услуги, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

{C}d.       если гарантийный срок отсутствует - в разумный срок, но в пределах двух лет со дня принятия оказанной услуги (фактически, подписания акта приема-передачи оказанных услуг). В данном случае исполнитель отвечает за недостатки услуги, если потребитель докажет, что они возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента.

 

Исполнитель обязан выполнить требования потребителя в следующие сроки:

 

{C}·         о повторном оказании услуги - в срок, установленный для срочного оказания услуги, а в случае, если этот срок не установлен, в срок, предусмотренный договором об оказании услуги, который был ненадлежаще исполнен.

{C}·         о безвозмездном устранении недостатков оказанной услуги - недостатки оказанной услуги должны быть устранены в разумный срок, назначенный потребителем (ст. 30 Закона). Назначенный потребителем срок устранения недостатков товара указывается в договоре или в ином подписываемом сторонами документе либо в заявлении, направленном потребителем исполнителю.

{C}·         об уменьшении цены за оказанную услугу, о возмещении расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами, о возврате уплаченной за услугу денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора - в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.

 

Ответственность исполнителя за нарушение сроков устранения недостатков:

 

За нарушение предусмотренных Законом сроков устранения недостатков оказанной услуги исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 3 процента от цены услуги, но не более общей цены заказа.

 

В случае нарушения сроков устранения недостатков оказанных услуг потребитель вправе предъявить исполнителю иные требования, а именно:

безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;

соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;

безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного оказания услуги;

возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

 

Кроме того, потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем.